Главная » 2014 » Январь » 6 » Насколько распространены экзопланеты?
12:25
Насколько распространены экзопланеты?
Не прошло ещё и 20 лет с момента первого подтверждённого открытия экзопланеты, а их число уже приблизилось к 1000. Ещё более 3000 кандидатов в экзопланеты, открытых «Кеплером», ждут своего подтверждения. Возникает закономерный вопрос, и всё-таки являются ли планеты обыденной вещью во Вселенной, или их наличие у звезды это скорее исключение?

Ответ можно найти в работе, опубликованной в журнале Nature в 2012 году французскими учёными. Согласно результатам их исследования, планет в нашей Галактике больше, чем звёзд.

Большинство известных сейчас экзопланет обнаружено либо из анализа гравитационного воздействия планеты на свою звезду, либо по ослаблению света звезды в момент, когда планета проходит между звездой и наблюдателем и происходит небольшое «звездное затмение». Оба эти метода гораздо более чувствительны к тем планетам, которые либо имеют большую массу, либо расположены близко к своей звезде, либо совмещают оба этих свойства; многие планеты остаются незамеченными.

Международная группа астрономов под руководством Арно Кассана провела поиск экзопланет совершенно другим методом — методом гравитационного микролинзирования. Эта техника позволяет обнаруживать планеты в широком диапазоне масс, и такие, которые лежат гораздо дальше от своих звезд.

Астрономы использовали наблюдательные данные, предоставленные группами PLANET и OGLE. Эти наблюдения позволяли зарегистрировать экзопланеты на основании следующего физического эффекта: гравитационное поле центральной звезды в сочетании с полем планет, возможно, окружающих эту звезду, действует как линза, усиливающая блеск звезды фона. Если у звезды, которая служит гравитационной линзой, имеется планета, то эта планета может внести заметный вклад в увеличение блеска фоновой звезды.

Микролинзирование — очень мощный инструмент, с помощью которого потенциально возможно регистрировать экзопланеты, необнаружимые никакими другими методами. Но для того, чтобы заметить событие микролинзирования, требуется очень редко встречающееся взаимное расположение фоновой и линзирующей звезды. А чтобы при этом можно было зарегистрировать наличие планеты, вдобавок к этому необходима определенная ориентация планетной орбиты.

Хотя по этим причинам поиск планет методом микролинзирования — задача очень непростая, во всем массиве данных, накопленных за шесть лет в проектах PLANET и OGLE, было зарегистрировано три экзопланеты: «сверх-Земля» и две планеты с массами, сравнимыми с Нептуном и Юпитером. При ограничениях метода микролинзирования это впечатляющий улов! Либо астрономам так невероятно повезло с этими тремя планетами, будто они выиграли миллион в рулетку, либо планеты так распространены в Млечном Пути, что наткнуться на них — дело почти неизбежное.

Следующим шагом исследователей было объединение информации о трех удачных случаях обнаружения экзопланет с еще семью обнаружениями, сделанными ранее, а также с огромным количеством случаев в шестилетнем объеме данных, когда экзопланет обнаружено не было — эти гораздо более многочисленные неудачные исходы измерений в статистическом смысле так же важны, как и немногочисленные удачные. Статистический анализ привел к выводу, что одна из каждых шести исследованных звезд обладает планетой с массой, сравнимой с Юпитером, у половины звезд имеются планеты размеров Нептуна, и у двух третей звезд есть «сверх-Земли». Обзор был чувствителен к планетам в диапазоне расстояний между 75 миллионами и 1.5 миллиардами километров от центральной звезды (в Солнечной системе это соответствует интервалу расстояний, в котором находятся орбиты всех планет от Венеры до Сатурна) и с массами в диапазоне от пяти масс Земли до десяти масс Юпитера.

В сумме полученные результаты свидетельствуют о том, что среднее число планет вокруг звезды больше одной. Планеты — правило, а не исключение.

Источник: http://www.eso.org/public/russia/news/eso1204/